Экспертиза закона Ставропольского края «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ» 1.Данный документ не в полной мере соответствует интересам граждан т.к. в представленном законе отсутствуют положения, которые указывают на возможность общественного контроля за соблюдением и исполнением закона, (ст.2 п.7). 2. Реалистичность предусмотренных законом процедур для участия в них граждан носит затруднительный и абстрагированный характер т.к. в законе отсутствуют упоминания о конкретном взаимодействии органов власти Ставропольского края с обществом для совместной борьбы с коррупционными проявлениями, (ст.2. п.6.). 3.В законе Ставропольского края «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ» не предусмотрена полнота процедур для достижения социального эффекта т.к. в данном законе не были отображены такие положения Федерального закона «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» как: • ответственность юридических и физических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 13,14. ФЗ); • основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст.7. ФЗ); • обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 ФЗ). 4. В законе Ставропольского края «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ» присутствуют следующие административные барьеры: • ст.4. п.4. решение о проведение антикоррупционной экспертизы действующего закона Ставропольского края принимается в порядке, определяемом соответственно Губернатором Ставропольского края, Государственной Думой Ставропольского края; • ст.4.п.5. решение о проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Губернатором Ставропольского края и Правительства Ставропольского края принимается Губернатором Ставропольского края; • ст.8. порядок взаимодействия государственных органов с общественными объединениями и гражданами по вопросам противодействия коррупции определяется Губернатором Ставропольского края в соответствии с требованиями федерального законодательства; • ст.9.п.2. порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их полномочия, персональный состав определяются соответствующими государственными органами, которыми они создаются. 5. Коррупциогенным фактором в данном законе можно считать то, что решение о проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Губернатором Ставропольского края и Правительства Ставропольского края принимается Губернатором Ставропольского края (ст.4.п.5.). 6. К сильным сторонам документа можно отнести следующие положения:
• ст.4.п.8. институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов Ставропольского края и их проектов в порядке, предусмотренном нормативно правовых актов РФ; • ст.5.п.1. для решения задач по формированию антикоррупционнго мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры в образовательных учреждениях Ставропольского края в устанавливаемом порядке организуется изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности; • ст.5.п.3. антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой коммуникации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой являются просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепления доверия в властям; • ст.9.п.1. государственные органы могут создавать совещательные и экспертные органы с участием представителей государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, правоохранительных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений, иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции. 7. К слабой стороне документа можно отнести следующие положения: • порядок взаимодействия государственных органов с общественными объединениями и гражданами по вопросам противодействия коррупции определяется Губернатором Ставропольского края в соответствии с требованиями федерального законодательства (ст.8.); • порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их полномочия, персональный состав определяются соответствующими государственными органами, которыми они создаются (ст.9.п.2.); • решение о проведение антикоррупционной экспертизы действующего закона Ставропольского края принимается в порядке, определяемом соответственно Губернатором Ставропольского края, Государственной Думой Ставропольского края (ст.4. п.4.). 8. Следует внести следующие изменения и доработки в настоящий документ: • включение в настоящий документ статей из Федерального закона «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ», которые не нашли своего отображения в рассматриваемом законе на сегодняшний день; • устранить в формулировках статей абстрагированный характер и привнести в формулировки конкретность; • конкретизировать процесс взаимодействия органов власти Ставропольского края с институтами гражданского общества для совместной борьбы с коррупционными проявлениями; • переформулировать в законе тех статей, в которых присутствуют недопустимые административные барьеры и коррупциогенные факторы, что препятствует противодействию коррупционным проявлениям.
В рамках «Прямой линии» этого года президент Владимир Путин установил личный рекорд: отвечал на вопросы населения в течение 4 часов 47 минут. Анализируя данный разговор можно рийти к выводу, что никаких сенсаций не было выведенно, кроме той, что народ вполне способен жить вопреки решениям власти и ее реформам, а скорее даже отдельно от всего этого, не обращая на власть внимания и занимаясь своими делами. Это открылось, когда председатель колхоза спросил про злополучное зимнее время (мол, когда уже перейдем обратно), президент ответил, что все вопросы об этом следует адресовать правительству (точнее, премьер-министру), а председатель колхоза признался, что они в своем колхозе и так живут по старой схеме и неплохо себя чувствуют. Владимир Путин не обошел стороной и вопросы из серии «за жизнь». Например, затронул вечно волнительную русскую тему – будет ли в России все хорошо. «Люди, которые любят выпить, говорят, что всю водку выпить нельзя, но стремиться к этому надо. Также и "все хорошо" вряд ли будет, но стремиться к этому надо», – считает глава государства. Более сложной задачей для Путина оказалось ответить на вопрос, счастлив ли он. «Это философский вопрос, – уклончиво констатировал президент. – Я очень рад и бесконечно благодарен народу России, что мне доверили право управлять государством. В этом вся моя жизнь. Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что на этот раз вопросы для нее подбирали сами телеканалы, причем с минимальным участием администрации президента, поэтому было довольно много неудобных вопросов и практически отсутствовали верноподданнические. «В основном вопросы касались социальной сферы, и стало понятно, что политика россиян интересует мало, – сказал эксперт. – Надо также констатировать, что во время "Прямой линии" вовсе не разговаривали о внешней политике. Единственное из этого: Константин Ремчуков спросил про то, когда мы помиримся с Америкой. Исходя из ответа стало понятно, что никогда, и на том тема оказалась закрыта». Мухин также обратил внимание на то, что все вопросы, которые перед «Прямой линией» анонсировались как те, которые не будут заданы, все же были озвучены: и про оппозицию, и про Навального, и про Чубайса.
3.2. Тестовые задания 1.Первое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя можно определить, как: а) рабовладельческое б) раннеклассовое город-государство в) государство азиатского способа производства г) патриархальное 2. Восточный путь возникновения государства связан с: а) организацией сбора податей и налогов б) волей вождя племени в) необходимостью проведения массовых общественных работ г) организаций вооруженной защиты от внешних угроз 3. Западный путь возникновения государства не был связан: а) с завоеванием и заимствованием государственно-правовых институтов б) с борьбой между группами населения знатного и незнатного происхождения в) с отсутствием частной собственности на землю г) с классовой борьбой на почве имущественного неравенства 4. Определите, представитель какой теории происхождения государства назван ошибочно: а) договорная теория - Т. Гоббс б) патриархальная теория - Платон в) теологическая теория - Ф Аквинский г) материалистическая теория - К Маркс и Ф.Энгельс д) психологическая теория – 3. Фрейд 5. К.Марксу и Ф.Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать как: а) разросшаяся семья - основа государства б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов в) государство - продукт социально-экономического развития г) государство возникло в результате естественного отбора д) государство существовало всегда 6. Теория насилия основывается на том, что государство необходимо: а) для обеспечения господства одной расы над другой б) для реализации идеи подчинения слабых индивидов более сильным в) для реализации потребности людей подчиняться и властвовать 7. Укажите, представителем какой теории происхождения государства был А.Н.Радищев. а) органической б) патримониальной в) договорной г) теологической д) психологической 8. К числу основных форм возникновения государства принято относить: а) спартанскую б) афинскую в) карфагенскую г) римскую д) германскую 9. Государственная власть - это вид: а) политической власти б) социальной власти в) идеологической власти г) народной власти 10. Государственная власть, существующая на законных основаниях, иначе называется: а) либеральная б) легальная в) суверенная г) легитимная д) законная 11. Принцип разделения власти означает, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на: а) законодательную и исполнительную б) законодательную, исполнительную и судебную в) законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-организационную г) законодательную, исполнительную, судебную и четвертую власть (власть средств массовой информации) 12. При формационном подходе к типологии государства не выделяют государства: а) рабовладельческие 6) феодальные в) буржуазные г) коммунистические д) все эти типы представлены 13. В основе цивилизационного подхода лежат: а) социально экономические факторы б) права и свободы человека и гражданина в) духовно-культурные признаки г) внешняя политика государства 14. Под формой государства понимают: а) устойчивое социальное объединение правителей и подданных б) организацию государственной власти и ее устройство в) организацию социальных и политических учреждений 15. Укажите, какое из перечисленных государств по форме государственного устройства является унитарным: а) Мексика б) Великобритания в) Пакистан г) Канада д) Австралия 16. Политический (государственный) режим, как правило, подразделяется на: а) либеральный и диктаторский б) демократический и антидемократический в) консервативный и реформаторский д) религиозный и светский 17. В российскую политическую систему входят: а) православная церковь б) политические партии в) криминальные сообщества г) семья 18. Светское государство предполагает: а) тесное сотрудничество церкви и государства б) влияние церкви через законодательно установленные институты на политику государства в) отделение церкви от государства г) активное вмешательство государства в дела церкви 19. Форма правления - это: а) организация и порядок образования высших органов государственной власти б) внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства – и отражает характер соотношения государства в целом и отдельных его частей в) совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления, выражающих её содержание и особенности 20. Критериями отличительных черт парламентской, президентской и смешанной республик выступают: а) порядок выборов в органы местного самоуправления б) порядок выбора президента и формирования правительства в) объём полномочий государственных органов власти и управления субъектов РФ г) объём полномочий президента 21.Формами государственного устройства являются: а) монархия б) унитарное государство в) республика г) федерация д) конфедерация 22. Россия по форме государственного устройства является: а) унитарным государством б) конфедерацией в) федеративным государством г) смешанная форма государственного устройства 23. Государство - это: а) организация политической власти социально-политических групп и партий б) особая организация политической власти в обществе, располагающая специальным аппаратом принуждения и выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа в) совокупность социально-экономических интересов различных групп населения, защищенных властными полномочиями 24. Тоталитарный режим характеризуется наличием следующих черт: а) гарантированность прав и свобод граждан б) срастание правящей партии с государственным аппаратом в) наличие системы разделения властей г) ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы д) превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству 25.Исполнительно-распорядительные органы представлены: а) парламент б) глава государства, правительство, местная администрация в) система судов всех уровней 26. Демократический режим характеризуется наличием следующих признаков: а) отсутствие выборности и периодической сменяемости состава наиболее важных государственных органов и должностных лиц б) гласность в деятельности всех государственных органов в) реализация принципа равноправия всех граждан независимо от их пола, политического и социального статуса, вероисповедания, национальности г) отсутствие подконтрольности важных государственных органов и должностных лиц перед избирателями и избравшими их государственными органами 27. Право представляет собой: а) правило поведения, формируемое путем его неоднократного повторения, становящееся привычкой, закрепляющееся в сознании и передаваемое из поколения в поколение б) взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, совести и т.д. в) система технических норм г) система общеобязательных норм и правил поведения, формально определенных, закрепленных в официальных документах и охраняемых государством 28. Нормативно-правовой акт-это: а) документ компетентного государственного органа, устанавливающий, изменяющий или прекращающий норму права б) соглашение двух сторон об установлении, изменении или прекращении правоотношения в) санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай и ставшее традицией г) письменное или устное решение судебного или административного органа 29. Правоотношение — это: а) обстоятельство, служащее основанием возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей лиц б) соглашение сторон в) урегулированная нормами права юридическая связь между лицами, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях г) совокупность правовых норм 30. Основополагающие идеи, исходящие начала процесса формирования и развития права -это: а) функции права б) признаки права в) принципы права г) сущность права д) содержание права 31. Право характеризуется следующими основными признаками: а) общеобязательность исполнения б) бессистемность в) формальность г) однократность применения д) нормативность
Уголовный кодекс совпадает с конституцией РФ в статьях: Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты Статья 47. 1.. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 49 Конституции РФ 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Cтатья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.